RSS

Главная тема мастера

16.12.2014

Заслуженному художнику страны исполняется 90 лет

25 декабря житель района Кунцево Павел Павлович Блок встретит свой девяностый день рождения. Накануне памятной даты с предложением организовать юбилейные торжества к нему обратились представители власти, ветеранских и творческих организаций Москвы и района. И это вполне логично: Павел Павлович – участник Великой Отечественной войны, фронтовик, награжденный боевыми орденами и медалями, широко известен, как немало преуспевший на ниве художественного творчества мастер кисти. Он – заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии имени И.Е.Репина. Его работы можно встретить в художественных музеях и галереях многих городов России и зарубежья. Ряд их представлен в картинной галерее в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе.

Лейтенант Блок

Несмотря на известную в русской литературе фамилию, никакого отношения ни по какой линии к поэту Александру Блоку Павел Павлович не имеет. Да и далековато от северной столицы до уральского города Златоуст, где на исходе 1924 года в семье машиниста паровоза появился долгожданный сын, которого нарекли так же, как и его отца, Павлом. И был он среди пятерых детей единственным мальчиком.

Судьба не баловала паренька своей благосклонностью. После преждевременной смерти отца, пришлось оставить школу и пойти работать на завод. Сначала учеником, а потом и фрезеровщиком. Кто знает, может и остался бы Павел на производстве, но началась война.

Известие о ней встретил парень в городе Кустанае, куда к тому времени перебралась на постоянное жительство вся их семья. Здесь, у фрезерного станка и была определена его линия обороны Родины от фашистского агрессора. Тем более что Павлу в июне сорок первого года не было и семнадцати лет. По всему выходило, что подлежал он призыву только в начале 1943 года. Однако в июле, когда сводки с фронта приходили все тревожнее день ото дня, а с врагом вели неравный бой уже у стен Сталинграда, комсомолец Блок подал в Кустанайский районный военкомат рапорт о зачислении его во 2-е Тюменское военное пехотное училище. Предполагалось, что после ускоренных шестимесячных курсов выпускники его в звании младших лейтенантов и в должности командиров минометных взводов уйдут на фронт. Но в руинах города на Волге, советская армия смогла выковать свою победу и изменить ход войны. И потому из минометчиков в училище решили основательно готовить полноценных квалифицированных артиллеристов, истребителей танков.

На фронт отправили новоиспеченных младших офицеров только в конце сорок третьего года. В долгой дороге по пути из Тюмени в Гомель встретил Павел и свой девятнадцатый день рождения, и Новый год…

В должности командира взвода управления 936 артиллерийского полка принял боевое крещение в ходе Рогачевско-Жлобинской фронтовой наступательной операции.

Затем в составе войск 2-го Белорусского фронта принимал участие в одном из круп­нейших сражений Второй мировой войны — Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» (с 23 июня по 29 августа 1944 г.). Январь сорок пятого ознаменовался для лейтенанта упорными боями в ходе Висло-Одерской стратегической наступатель­ной операции (с 12 января по 3 февраля 1945 г.). В составе 362 Верхнеднепровской Краснознаменной, ордена Кутузова стрелковой дивизии прошел Белоруссию, Польшу, Германию до Одера.

На дальних подступах к Берлину на Одерском плацдарме у деревни Аурит Павел был тяжело ранен и эвакуирован во фронтовой эвакогос­питаль № 5982.

И пошли менять друг друга медсанбаты, госпитали, лазареты в Германии, Польше - в городе Познань, в Харькове. На больничной койке встретил герой нашего рассказа Великую Победу. В октябре 1945 года наконец-то лечение было завершено. При выписке лейтенанту выдали документы о демобилизации из армии по причине инвалидности…

Студент в гимнастерке

Впрочем, молодой человек особо не унывал, читая докторский вердикт. На больничной койке за долгие полгода вынужденного безделья много о чем передумал и кое-что решил для себя. Он и в госпитале времени не терял. Как-то в свободную минуту, коих у госпитального контингента великое множество, оказался в его руках карандаш и лист бумаги. Собирался письмо домой написать. Задумался ненадолго, да и сам не заметил, как рука наложила на белый лист несколько размашистых штрихов, нанося контуры незатейливого больничного, с прикроватной тумбочки, натюрморта из краюшки хлеба, ломтиков сала и разрезанной луковицы.

Соседи по палате по-своему рационально оценили его творческие пристрастия. Нередко его просили нарисовать портрет, поскольку фотографируют в этом заведении, говорили солдаты, только рентгеном. Иные соглашались позировать, помогали соорудить из скудного солдатского пайка очередной натюрморт. В свободное от лечебных процедур и назначений время Павел ходил на этюды. Возможно, тогда-то отчетливо проявилось его пристрастие к пейзажам.

Замаячила мечта учиться искусству, которой грезил еще в детстве. Стал готовиться с помощью друзей.

По их же совету поехал в город Свердловск, поступать в Художественное училище. И – был принят.

– Все время учебы ходил в старой армейской форме, питался и жил на инвалидную пенсию и мизерную стипендию, – вспоминает Павел Павлович. – Тяжелое было время, но все же умудрялся выкраивать деньги на холсты и краски, на кисти и бумагу. В 1950 году окончил художественное училище и попал в так называемый «пятипроцентный выпуск», что давало возможность учиться в институте.

После сдачи экзаменов был зачислен в художественный институт им. В.И. Сурикова на первый курс живописного отделения. В то время преподавали большие мастера советского изобразительного искусства, такие как: Герасимов, Ефанов, Дейнека, Котов, Решетников, Покаржевский, Мочальский и их талантливые ученики первого выпуска: Циплаков, Нечитайло, Королев, Горлов и другие. У них было чему учиться и что перенимать.

После третьего курса Павел пошел в мастерскую профессора Решетникова. Дипломная его картина была названа «1905 год» и получила высокую оценку. Учителями в мастерской были Циплаков и Нечитайло – замечательные художники и педагоги.

Лики фронтовой весны

По окончанию института началась самостоятельная насыщенная и интересная творческая жизнь. Многочисленные поездки по стране, новые работы, выставки разных уровней. Так происходило становление художника, который очень скоро стал признанным. П.П.Блок был участником многих съездов художников – как региональных, республиканских, так и Всесоюзных. Павел Павлович являлся членом правления Союза художников СССР и РСФСР, часто избирался членом правления МООСХ. Был председателем художественного совета по живописи художественного фонда РСФСР. Много раз был членом выставкомов к различным выставкам.

– Являюсь членом ветеранской комиссии Союза художников России по сей день, – говорит П.П.Блок.

В 1972 году ему присвоили почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». А в 1985 году за серию картин о Великой Отечественной войне был удостоен звания лауреата государственной премии имени И.Е. Репина. Многие полотна П.П.Блока находятся в музеях страны и за рубежом.

Основной темой его работ, по словам Павла Павловича, являются картины памяти о Великой Отечественной войне. А вот мнение о его творчестве внучки, художника-педагога и дизайнера Анастасии Александровны Блок.

– В творчестве моего дедушки главное – это не война, как может показаться на первый взгляд, а тема весны, – убежденно говорит она. – И мы видим это из многочисленных названий его картин – «Весенний призыв», «Где-то на фронте березовый сок», «Был апрель», «Весна», «Весенняя распутица», «Весна в медсанбате» … Кстати, когда я готовила дедушкин каталог к печати, то насчитала только в названиях работ свыше 15 слов «весна» и ассоциаций с ним.

А почему? – задавала себе и дедушке вопрос. Да потому, услышала в ответ, что весна – это обновление жизни, надежда на лучшее, вечная молодость. И конечно же, это любимый дедушкин колорит, когда легкой дымкой подернуты деревья и небо, когда краски мягко и приглушенно нежны…

Таковы его пейзажи, которых у Павла Павловича великое множество. Причем количество их постоянно растет. По сей день художник ходит на этюды, плодотворно работает в этом жанре.

По словам Анастасии Александровны, в его мастерской в Химках сегодня сосредоточено более полутора тысяч различных работ художника. А сейчас он начал работу над большим и серьезным живописным полотном, которое Павел Павлович Блок посвящает светлой памяти своих сверстников и соотечественников, добывших ценою своих жизней для новых поколений России Великую и святую Победу.

Что же касается своего юбилея, то Павел Павлович наотрез отказался от своего участия в каких-либо массовых торжественных мероприятиях и чествованиях. Круглую дату он отметит в семейном кругу, намереваясь, до прихода в гости родных и близких, хоть немного поработать. Как, впрочем, и на следующий день. Что и понятно: творческих планов, задумок и начатых проектов у художника много. А недостатка идей он никогда не испытывал.

Александр Лёвин

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати