RSS

Статья «На каждое обращение – письменный ответ! Знай свои права.»

23.12.2014

Право граждан и объединений обращаться с письменными обращениями в органы власти, местного самоуправления и их должностным лицам является установленным Конституцией Российской Федерации правом и не подлежит какому – либо ограничению.

Согласно ст.33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В целях реализации вышеуказанных конституционных положений принят Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым детально регламентирован весь процесс рассмотрения письменных обращений органами государственной власти и местного самоуправления.

Согласно действующему федеральному законодательству само определение «порядок рассмотрения обращения» включает в себя совокупность норм, регулирующих процесс непосредственного направления (подачи) гражданином своего обращения, сроки его регистрации и рассмотрения, а также обязательность дачи письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросах.

Одним из основных принципов определенных в п. 3 ст. 2 названного Федерального закона является то обстоятельство, что рассмотрение органами государственной власти и местного самоуправления поступивших обращений осуществляется бесплатно.

Кроме того, в статье 4 вышеуказанного Федерального закона дается четкое определение и разграничение видов письменных обращений, разрешаемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо учитывать, что законодателем выделяются следующие виды письменных обращений:

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Согласно требованиям ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Таким образом, общий срок рассмотрения письменного обращения гражданина не может превышать 30 дней с момента его регистрации, вместе с тем в исключительных случаях данных срок может быть продлен на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.

За нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан для должностных лиц установлена административная ответственность в виде штрафа.

Межрайонной прокуратурой на систематической основе в поднадзорных органах власти и местного самоуправления проводятся проверки соблюдения сроков рассмотрения обращений.

Так, в феврале текущего года межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при рассмотрении должностными лицами Управления социальной защиты населения Можайского района г. Москвы жалоб и обращений граждан.

Проверкой установлено, что 11.11.2013 в вышеуказанный территориальный орган социальной защиты населения поступило обращение жителя района об оформлении опеки. В нарушение ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» сотрудником управления социальной защиты ответ на обращение подготовлен спустя неделю после установленного 30-дневного срока.

По результатам проверки межрайонной прокуратурой в отношении главного специалиста УСЗН Можайского района г. Москвы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 195 Можайского района г. Москвы виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб.

Судебное решение не обжаловалось, штраф оплачен в добровольном порядке.

Кроме строго соблюдения предусмотренных законом сроков для подготовки ответа на письменное заявление гражданина, законом также установлена обязанность объективного и полного рассмотрения обращений, что означает проверку всех доводов и сведений автора.

В случае выявления немотивированных ответов не по существу поставленных в обращении вопросов межрайонной прокуратурой также принимаются предусмотренные законом сроки.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо возложены обязанности по обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения.

Более того, п. 3 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона регламентировано право гражданина при рассмотрении его обращения в части получения письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, при условии, что разрешение данных вопросов относится к компетенции органа власти или должностного лица рассматривающего обращение.

Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой в управе Можайского района г. Москвы выявлено, что в декабре 2013 года в данный территориальный орган исполнительной власти поступило письменное заявление жителя района, из текста которого следовало, что заявителем приведены два довода по существу поставленных вопросов.

Несмотря на требования закона о всестороннем и полном рассмотрении письменного обращения, сведения гражданина о наличии факта бездействия должностных лиц управ Можайского района г. Москвы остались без надлежащей оценки.

По данному факту межрайонной прокуратурой в отношении ответственного исполнителя возбуждено административное производство по ст. 5.59 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка № 194 Можайского района г. Москвы виновный сотрудник привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

Действующим законодательством возможность административного производства в отношении нарушивших порядок рассмотрения обращений граждан должностных лиц предоставлена прокурору.

С учетом данного обстоятельства, при условии неполучения ответа на направленное письменное обращение следует обращаться в Кунцевскую межрайонную прокуратуру для решения вопроса о проведении проверки и наличия оснований для вмешательства.

Каждый работник должен знать, что в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) основной обязанностью работодателя является выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно положениям статей 130, 133 Кодекса одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников выступает установление величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Законом определено, что коммерческими организациями минимальный размер оплаты труда обеспечивается за счет собственных средств, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда составляет 5 554 рублей в месяц.

В соответствии с «Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей» утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 09.12.2013 № 695-РП в городе Москве размер минимальной заработной платы с 1 января 2014 года определен в размере 12600 рублей.

Однако, не всеми работодателями соблюдается данное требование, в случае выявления подобных нарушений межрайонной прокуратурой принимаются исчерпывающие меры реагирования.

Кунцевской межрайонной прокуратурой совместно с инспектором Государственной инспекции труда в г. Москве проведена проверка соблюдения руководством ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь» законодательства об оплате труда.

Проведенной прокурорской проверкой выявлено, что вопреки требованиям закона руководством ЗАО «Торговый дом «ЦентрОбувь» составлено штатное расписание, в котором фонд заработной платы некоторых сотрудников установлен ниже прожиточного минимума в городе Москве. Кроме того, работодателем допущены нарушения правил охраны труда в части не выполнения требований по обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда.

По факту выявленных нарушений Кунцевский межрайонный прокурор в отношении ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь» и его руководителя вынес 4 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда), по результатам рассмотрения которых нарушители привлечены к ответственности в виде штрафов на общую сумму 62 тыс.руб.

Одновременно с этим, межрайонный прокурор руководителю организации внес представление, по результатам рассмотрения которого 2 сотрудника привлечены к дисциплинарной ответственности, штатное расписание приведено в соответствие с законом.

Аналогичные нарушения межрайонной прокуратурой выявлены в ООО «СУПРЕМА», ООО «САКО», ООО «ЧИСТАЯ СТОЛИЦА», ООО «ТЕРРАДОМ», ОАО «Изолюкс» и ООО «РЭП».

Во всех случаях межрайонной прокуратурой опротестованы штатные расписания организаций, фонд заработной платы которых был установлен ниже прожиточного минимума.

Например, вопреки требованиям федерального и московского законодательства приказом генерального директора ООО «РЭП» от 01.07.2013 № 21 «Об утверждении штатного расписания по организации» фонд месячной оплаты труда 9 штатным единицам организации установлен ниже прожиточного минимума в городе Москве.

Так, ежемесячная оплата труда инженера по охране труда составляла всего 12200 руб., маляра – 12200 руб., подсобного очий – 12200 руб.

Аналогичные нарушения допущены при утверждении фонда заработной платы и других видов работников организации – кровельщик, слесарь – сантехник, электрогазасварщик, плотник, электрик, мастер.

В целях пресечения нарушений прав работников межрайонной прокуратурой на соответствующий приказ генерального директора ООО «РЭП» принесен протест, по результатам рассмотрения которого всем работникам произведено доначисление заработной платы.

Не остается без внимания прокуратуры вопрос своевременности выплаты работодателями заработной платы, по всем фактам межрайонная прокуратуры добивается реального устранения допущенных нарушений закона и выплаты причитающихся работникам денежных средств.

Так, в межрайонную прокуратуру поступило коллективное заявление иностранных работников коммунальной организации ООО «Содружество» о систематической невыплате заработной платы.

Проверка обоснованности сведений работников ООО «Содружество» о невыплате заработной платы показала, что руководством данной подрядной организации в период с марта по май 2014 года допущена полная невыплата заработной платы перед 27 работниками, на момент проверки задолженность составляла более 1 млн. 200 тыс. руб.

По факту допущенного нарушения законодательства об оплате труда межрайонной прокуратурой генеральному директору ООО «Содружество» внесено представление, по результатам рассмотрения которого работодателем частично погашена задолженность на сумму более 400 тыс. руб.

Одновременно с этим, по постановлениям Кунцевского межрайонного прокурора ООО «Содружество» и его генеральный директор привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Нарушение законодательства о труде и об охране труда) в виде штрафа.

Кроме того, коллективное заявление работников ООО «Содружество» направлено в Кунцевский МРСО следственного управления по Западному административному округу ГСУ СК РФ по г. Москве для организации проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ на предмет наличия в действиях работодателя состава преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ.

Работа на данном направлении будет продолжена.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати