Впервые о Верховном Совете СССР упомянула новая советская конституция, принятая в 1936 году. Эта структура должна была объединить функции высшего законодательного органа – Съезда Советов – и Центрального Исполнительного Комитета СССР, отвечавшего за формирование исполнительных ветвей власти. Депутаты Верховного Совета избирались прямым голосованием, в котором принимали участие все совершеннолетние граждане Советского Союза. Выборы депутатов преподносились официальной пропагандой как яркий пример «подлинной» советской демократии, в отличие от демократии буржуазной, враждебной интересам трудового народа. При этом умалчивалось об одной существенной детали: у граждан Советского Союза не было выбора, поскольку избирались в Верховный Совет исключительно представители «нерушимого блока коммунистов и беспартийных».
Избирательная кампания кандидатов в новую законодательную структуру прошла в декабре 1937 года, а первое заседание депутатов состоялось уже в новом, 1938 году.
Верховный Совет формировался из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей. Депутаты первой палаты избирались пропорционально количеству населения на каждом избирательном участке. Депутаты второй представляли все 15 советских республик, а также автономные республики, области и округа. Депутаты избирали президиум и его руководителя – председателя Верховного Совета СССР. Первым председателем высшего законодательного органа Страны Советов стал Михаил Иванович Калинин, которого за почтенный возраст народ называл всесоюзным старостой.
За несколько десятилетий в Верховном Совете сменилось немало руководителей. Его возглавляли как малоизвестные (а ныне и вовсе забытые) партийные деятели, так и значимые фигуры: популярный военачальник Гражданской войны, «красный маршал» Климент Ворошилов или экс-министр иностранных дел СССР Андрей Громыко, жестко и непреклонно отстаивавший интересы Советского Союза на международной арене в 1970–1980-х годах. Однако всех – и ярких личностей, и безликих функционеров – объединяло одно: почетный пост председателя Верховного Совета СССР не давал им никаких реальных властных полномочий. Внутреннюю и внешнюю политику страны определяли Центральный Комитет и Политбюро КПСС (Коммунистической партии Советского Союза). Роль депутатов Верховного Совета была исключительно декоративной – утверждение присланных «сверху» директив. В 1977 году последние различия между законодательной и исполнительной властью в Советском Союзе окончательно исчезли после того, как генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев возглавил Верховный Совет.
Тем не менее, новая советская конституция, принятая в 1977 году (так называемая конституция развитого социализма), провозглашала Верховный Совет высшим органом государственной власти СССР. Его президиум мог ратифицировать и денонсировать международные соглашения, присваивать гражданство СССР, проводить референдумы, учреждать государственные награды, вводить военное положение и даже объявлять войну. Но реальные его полномочия можно определить кратко: «царствует, но не правит».
Ситуация стала меняться в эпоху перестройки, провозглашенной первым и последним президентом СССР Михаилом Горбачевым. Депутаты Верховного Совета стали заявлять о себе яркими, эмоциональными выступлениями, высший законодательный орган страны вдруг превратился в «место для дискуссий».
В августе 1991 года группа партийных деятелей попыталась отстранить Горбачева от власти. Это событие вошло в историю под названием «августовский путч». Затея не удалась, Горбачев вернулся к власти, но ненадолго. В декабре 1991 года СССР распался, а вместе с ним канул в лету и Верховный Совет. Россия вступила в новую эпоху.
Дмитрий Казённов